22 ноября 2023 года состоялся очный семинар для участников Ассоциаций «СРО «ОПСР» и «СРО «ОРПД», посвященный подготовке организаций строительной отрасли к годовой отчетности и новым федеральным стандартам бухгалтерского учета (ФСБУ). Мероприятие прошло в офисе СРО.
Семинар провела эксперт в области бухгалтерского, финансового и управленческого учета Мария Геннадьевна Иржембицкая.
Мария Иржембицкая – основатель и руководитель аутсорсинговой компании «Бухгалтерия первых», проекта «Финансы на ладони» и Центра поддержки участников процедуры банкротства. Корреспондент издания Анастасия Васильева задала Марии Геннадьевне несколько вопросов.
— Мария Геннадьевна, насколько я понимаю, ФСБУ 28/2023 «Инвентаризация» обязателен к применению только с 1 апреля 2025 года. Советуете ли Вы бухгалтерам ввести его в использование уже со следующего года?
— На данный момент порядок проведения инвентаризации регламентирован Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Приказ о введении в действие нового ФСБУ позволяет начать его применение до указанного срока. В данном случае бухгалтеру следует руководствоваться принципом рациональности и опираться на свой профессиональный опыт также, скажем, как и при выборе способа ведения бухгалтерского учета. То есть, бухгалтер малого предприятия имеет право в соответствии с законом вести бухгалтерский учет упрощенно и составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность, которая не отражает в полной мере реальное финансовое положение компании и создает трудности в получении банковских гарантий и кредитов, а может вести учет обычным способом и облегчить себе жизнь не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе.
— Почему инвентаризация так необходима?
— Должна заметить, что инвентаризация – это не просто формальность, а очень полезная процедура, своего рода «генеральная уборка» при подготовке к формированию годовой финансовой отчетности. Она позволяет проверить, чем владеет компания (т.е. наличие активов, их пригодность для целей бизнеса и т.п.) и наличие задолженностей. Инвентаризация – касается не только товаров и материалов, она также позволяет вести строгий учёт взаиморасчётов.
— Коснулись ли нововведения способов проведения инвентаризации?
— Да. Помимо уже привычного нам подсчета, взвешивания, обмера и осмотра появилась такая процедура как фото и видеофиксация. Так, например, отсутствие фото или видео доказательств при выявлении брака или повреждении активов может ставить данный факт под сомнение. Необходимо также провести проверку документов в отношении нематериальных активов на их соответствие критериям, обозначенным ФСБУ 14/2022. А вот по результатам инвентаризации капитальных вложений именно руководство компании должно принять решение о перспективности их дальнейшего учёта в качестве активов или их списании. То же касается и основных средств: при отсутствии перспективы их дальнейшего использования в деятельности организации они должны быть переведены из внеоборотных в оборотные активы.
— Какие документы составляются в процессе и по результатам инвентаризации?
— В процессе инвентаризации применяются инвентаризационные описи и сличительные ведомости, причем описи я советую делать пустыми, а не распечатывать из программы учета. По результатам инвентаризации составляется акт. Хранятся все эти документы в течение не менее 5 лет с 1 января года, следующего за годом окончания по ним делопроизводства.
— Каких еще изменений в части ФСБУ нам ожидать и как скоро?
— Минфин совместно с Фондом «НРБУ «БМЦ» и НП «ИПБ России» ведет разработку новых и доработку уже существующих Федеральных стандартов бухгалтерского учета. На сайтах этих организаций можно подробно ознакомиться с проектами стандартов, а также рекомендациями по переходным положениям и применению стандартов.
— На семинаре Вы затрагиваете тему признания реализации по договорам подряда для целей бухгалтерского и налогового учета. Какие «подводные камни» могут здесь поджидать бухгалтера?
— Хочу напомнить, что процедура сдачи и приемки работ в рамках строительного подряда регламентируется статьей 753 Гражданского кодекса РФ и что подписание актов по формам КС-2 и КС-3 не свидетельствуют о приемке работ заказчиком. Необходимо очень внимательно читать договоры с заказчиками на предмет подробного описания процедуры приема-передачи выполненных работ. Очень важно также обращать внимание на наличие в договоре этапности выполнения и сдачи-приемки работ, а также переходит ли он на следующий год.
— Почему бухгалтерам, не присутствовавшим на семинаре и не смотревшим его онлайн, стоит с ним ознакомиться?
— Все затронутые на семинаре вопросы актуальны сейчас, либо решать их придётся в недалеком будущем. К тому же законодательство динамично меняется и за выполнением повседневных задач у бухгалтера не всегда есть время глубоко вникать в эти изменения. Семинары дают возможность структурировать знания и выделить для себя самые важные моменты.
Мария Геннадьевна Иржембицкая,
руководитель аутсорсинговой компании «Бухгалтерия первых», проекта «Финансы на ладони» и Центра поддержки участников процедуры банкротства
«Ознакомление с предстоящими изменениями законодательных актов помогает прежде всего заранее к ним подготовиться не только с точки зрения перестройки учета, но и морально. Согласитесь, что не очень приятно, когда изменения вводятся неожиданно, как это было с введением единого налогового платежа и единого налогового счёта. Кроме того, очные встречи позволяют акцентировать внимание на действительно важных нюансах обсуждаемого вопроса, обмениваться опытом и находить подчас неожиданные решения».