руководитель журналистского коллектива Алексей Блахнов a.blahnov@srogazeta.ru

Секреты бережливого производства

Бережливое производство – это концепция рационализации бизнес-процессов, направленная на их ускорение путем выявления и исключения так называемых потерь – факторов, отрицательно влияющих на эффективность работы.

Появилась концепция бережливого производства в Японии: разработала и применила ее автомобильная компания Toyota в середине 1950-х. Причин было достаточно: экономика страны после Второй мировой войны в упадке, срочно требовались автомобили. Чтобы превозмочь сложные условия работы и была создана концепция бережливого производства.

В 1970-х годах инженер Тайити Оно возглавил производственную систему компании. Он предложил производить продукцию, основываясь на текущем спросе, а не планах продаж.

 

Компания производила автомобили по необходимости, поэтому в отличие от американских лидеров того времени, у японцев не было расходов на большие запасы деталей и перепроизводство.

Стратегией инженера было непрерывное совершенствование: практика показала, что именно так достигается максимальный эффект концепции. Философия бережливого производства основана на постоянном улучшении — «Кайдзен». Специалист обучил сотрудников предприятия этой технологии. Суть «Кайдзен» заключалась в следующем. Процессы компании состоят из двух составляющих: это ценность (польза продукта для потребителя) и потерь (процесс, который расходует ресурсы и не создает ценности). В Toyota научились устранять потери, а оставшиеся ресурсы направлять на создание ценностей. Например, они не создавали обширных запасов запчастей для сборки, чтобы не платить за аренду и обслуживание складов.

Тайти Оно, инженер компании Toyota, а затем – глава производственной системы компании. Справа – сборочная линия одного из заводов конца 1970-х годов. Именно Тайти Оно сформулировал «те самые» восемь видов потерь, что вывело конвейер компании, да и всё производство в целом на новый уровень.

На производстве выделяют восемь видов потерь. Их можно встретить в любой деятельности человека.

  1. Дефекты. Из-за допущенных ошибок заново выполняется уже сделанная работа. Исправление дефектов не добавляет ценности итоговому продукту.
  2. Перепроизводство. Производится продукции больше, нежели чем клиенты могут приобрести.
  3. Ожидание. Потеря времени на лишнее или долгое согласование своей работы, идей, решений.
  4. Транспортировка. Неэффективное перемещение материалов, документов, людей. Например, расстояние между цехом металлообработки и покраски составляет несколько километров.
  5. Запасы. Приобретение и хранение излишних объемов материалов, которые пока не нужны.  Например, объемы арматуры под стрелой крана, превышающие аварийный и буферный запасы, рассчитанные для конкретного объекта. Материал ржавеет и приходит в негодность.
  6. Лишние движения. Затраты времени на перемещения между подразделениями. Например, сотрудник, работая с пищевыми продуктами, ходит мыть руки за несколько сот метров от своего рабочего места.
  7. Излишние процессы. Перепроверяете готовую работу сотрудников, которых можно не проверять. Получаете слишком много подписей и согласований.

Неиспользуемый талант. Недооцениваете сотрудников: смотрите только на результаты их механической работы. Не развиваете систему вознаграждений, мотивации и раскрытия талантов.

Эйдзи Тойода – легендарный директор Toyota. Начав свою карьеру с должности рядового механика, Эйдзи закончил ее на посту почетного советника корпорации. Именно он разработал философию непрерывных улучшений «Кайдзен». Считается, что эта идея посетила его после визита на американский завод «Форд» в 1947 году: Тойода был поражен малой эффективностью американского предприятия при огромном размахе работы.

Подобные идеи также заложены в систему производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР, а также созвучны с постулатами советского рационализаторского движения.

Госкорпорация «Росатом» переняла и усовершенствовала технологии управления японской автомобильной компании. На фото: Белоярская атомная электростанция им. И. В. Курчатова, Заречный, Свердловская область.

Позже, в 2015 году весь этот массив знаний лёг в основу производственной системы госкорпорации «Росатом». Затем, в 2019 году, взял старт, вобравший в себя накопленный более чем за полвека опыт Национальный проект «Производительность труда».

НОВОСТИ

Вкусное производство оптимизируют

К Национальному проекту «Производительность труда» присоединилось ООО «Невские Сыры». Задача компании – оптимизация производства сливочного масла. Как сообщил генеральный директор компании Дмитрий Веселков, ожидается повышение выработки более чем на 5%.

Читать далее

Строители - детям

АО «ЛенСпецСМУ-Реконструкция» входит в группу «Эталон». Предприятие присоединилось к Национальному проекту «Производительность труда» в декабре 2022 года. Задача – оптимизация производственных процессов.

Читать далее

Для братьев наших меньших

Компания «Фава» - крупный производитель кормов супер-премиум класса для собак и кошек. Вступив в Национальный проект, предприятие стремилось увеличить объем выпуска продукции.

Читать далее