обозреватель Ольга Метелева o.meteleva@srogazeta.ru

Процедура банкротства в вопросах и ответах

Фонд содействия развитию организаций строительной отрасли (СРОСО) учредил Центр поддержки участников процедуры банкротства. Презентация нового структурного подразделения Фонда состоялась в офисе петербургских саморегулируемых организаций – Ассоциаций «СРО «ОПСР» и «СРО «ОРПД». Мероприятие посетили представители компаний-членов СРО.

На вопросы издания ответили руководители Центра – адвокат, кандидат юридических наук Алексей Михайлович Люкшин и специалист в области управленческого, бухгалтерского и налогового учета и бюджетирования Мария Геннадьевна Иржембицкая. Также свои комментарии предоставили руководители СРО.

Специалист в области управленческого, бухгалтерского и налогового учета и бюджетирования Мария Геннадьевна Иржембицкая.

– Почему учреждение Центра необходимо именно сейчас?

Мария Геннадьевна Иржембицкая:

– Строительная отрасль сейчас переживает серьёзный кризис. Несмотря на это, каждая компания планирует расти и развиваться, получать прибыль. Однако никто не застрахован от форс-мажорных ситуаций, которые невозможно просчитать изначально.

Адвокат, кандидат юридических наук Алексей Михайлович Люкшин.

Алексей Михайлович Люкшин:

– Если говорить в целом, то современное развитие экономики и судопроизводства практически на 50% состоит из судебных дел о банкротстве. За последнее десятилетие мы забыли термин «рейдерство». Сейчас я вижу рост интереса к банкротным процессам, схожий с тем, что мы наблюдали в начале двухтысячных годов: через использование механизмов и процедур банкротства предприятия, захватывается бизнес и его активы.

Рейдерство (Raid в переводе с английского — «налёт») — незаконный захват чужого имущества, установление полного контроля нового собственника в юридическом и физическом смысле. Ранее носило, как правило, силовой характер. 

Сейчас, участвуя в делах по банкротству, я вижу, что рейдерство вновь «поднимает голову». Но интерес для рейдеров теперь представляет не столько компания, сколько имущество её руководителей, учредителей. Более того, в соответствии с действующим законодательством долг юридического лица для возбуждения дела о банкротстве может составлять от трёхсот тысяч рублей. Учитывая такие вызовы, создание профильного Центра считаю более чем обоснованным

Мария Геннадьевна Иржембицкая:

– Центр будет вести деятельность по двум направлениям. Первое рассчитано на оказание поддержки собственникам и руководителям строительного бизнеса, которые оказались в сложной ситуации, связанной с тем, что образовалась серьёзная сумма непогашенной задолженности либо перед поставщиками, либо по неисполненным обязательствам – займам и кредитам. Такие невыполненные обязательства могут привести к банкротству.

Презентация Центра поддержки участников процедуры банкротства. Алексей Михайлович Люкшин и Мария Геннадьевна Иржембицкая отвечают на вопросы гостей мероприятия.

Ко второй категории относятся строительные компании, которые имеют в составе своих контрагентов недобросовестных дебиторов – тех, кто должен «именно вам». Компания по каким-то причинам может ожидать, что клиент заплатит, но время идёт, и ситуация доходит до апогея – руководство компании задумывается о запуске процедуры банкротства.

– Существует ли специфика банкротства строительной компании?

Алексей Михайлович Люкшин: – В случае рассмотрения дела о банкротстве в Арбитражном суде существуют нюансы, связанные с оспариванием сделок, которые были совершены должником со своими контрагентами накануне банкротства. Для строительных компаний нередко возникновение ситуации, когда при завершении какого-либо проекта стороны, имея взаимные претензии, подписывают акты зачета встречных требований. Такие акты, подписанные накануне возбуждения дела о банкротстве будут обязательно оспорены арбитражным управляющим и другими кредиторами.

Процесс банкротства строительной компании изобилует нюансами, в которых может разобраться только профильный специалист.

Особенность для строительства в том, что Арбитражные суды определились: подобное гашение взаимных требований не являются теми сделками, которые можно оспорить и признать незаконными. Происходит так называемое сольдирование встречных требований и такие действия не наказываются. В любом случае, есть и другие нюансы, в которых строительной компании сложно разобраться без поддержки специалиста.

– Алексей Михайлович, вы упомянули захват средств руководителя и/или учредителя компании через банкротство. Как это происходит?

–  Процедура банкротства предусматривает привлечение директора компании к субсидиарной ответственности. Тогда директор компании, или любое другое контролирующее должника лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности, в рамках которой можно взыскивать задолженность настоящую или вымышленную с самого директора компании.

– Что в таком случае происходит, какие правовые механизмы оказываются задействованы? – В орбиту рассмотрения спора в Арбитражном суде в делах о банкротстве попадает не только коммерческое, хозяйственное и гражданское право. Оказываются задействованными семейное право – насильный раздел совместного имущества супругов.  Это и наследственное право: буквально сейчас рассматривается законопроект, в случае принятии которого, конкурсный управляющий получит право запрашивать в нотариальнеой палате наличие завещаний в адрес директора предприятия чтобы наложить арест не только на его имущество, но и на то, которое он получил путём наследования.

При рассмотрении Арбитражным судом дел о банкротстве задействованы различные области права, в том числе и семейное: возможен насильный раздел имущества. 

– Как компания и ее руководители могут себя защитить во время процедуры банкротства?

– Мария Геннадьевна Иржембицкая: – Банкротство – это сложный процесс, который предприятию без поддержки пройти крайне сложно. К банкротству нужно готовиться. Цель подготовки – минимизация финансовых потерь, сохранение базовой платформы для старта бизнеса в будущем.

Алексей Михайлович Люкшин:

– Руководству компании нужно уметь анализировать обстановку – «не сгущаются ли над ней тучи», не оказалось ли предприятие в поле зрения чьих-либо корыстных интересов. Порой, такую аналитическую работу могут провести лишь профессионалы. Что же касается представления организации в Арбитражном суде, то также работу стоит доверить профессионалам. Наш Центр готов оказать все перечисленные услуги, защитить интересы строительных предприятий.

Заместитель председателя правления Ассоциаций «СРО «ОПСР» и «СРО «ОРПД» Александр Львович Разживин.

– Работа в строительной отрасли такова, что ни одна компания не может быть застрахована от банкротства. На предприятии далеко не всегда есть специалисты, которые могут провести подготовку к такой сложной процедуре или провести анализ сложившейся ситуации. В свою очередь, саморегулируемые организации заинтересованы в экономической стабильности участников. В случае же банкротства кого-либо из наших членов, мы всегда надеемся, что компания сохранит средства для возвращения в строительную отрасль. Ассоциации считают создание Центра поддержки крайне важной инициативой фонда СРОСО. Отмечу, что количество присутствовавших на презентации представителей компаний-участников СРО говорит само за себя. Очно мероприятие посетили сорок пять представителей строительных и проектных организаций, зрителями онлайн трансляции стали более двухсот.

НОВОСТИ

Нужны ли семинары членам СРО?

Специалисты саморегулируемых организаций-Ассоциаций «СРО «ОПСР» и «СРО «ОРПД» утверждают: у компаний-членов СРО семинары крайне востребованы.

Читать далее

Новые горизонты для бизнеса

С февраля 2023 года ежемесячно оценку опыта и деловой репутации (ООиДР) проходят в среднем 20 компаний-членов саморегулируемых организаций-Ассоциаций «СРО «ОПСР» и «СРО «ОРПД». В апреле 30 компаний-участников СРО получили сертификаты соответствия, содержащие индекс деловой репутации.

Читать далее

Семинары сохранит видеотека 

Состоялась рабочая встреча главного редактора «СтройСаморегулирование.РФ» Андрея Сергеевича Шевчука и партнёров издания.

Читать далее