Тема передачи «Сможет ли НОК утолить кадровый голод в строительной отрасли?»

Печатная версия подкаста «Формула успеха»
Цикл передач «Целевые взносы: новые возможности»

Сергей Иванович Сериков
генеральный директор ООО «Центр РРУИС»

Тема передачи «Сможет ли НОК утолить кадровый голод в строительной отрасли?»

Гости студии: Сергей Иванович Сериков, генеральный директор «Центр РРУИС», Андрей Георгиевич Леонтьев, эксперт Экзаменационного центра в Санкт-Петербурге, Ольга Евгеньевна Лисицина, генеральный директор «ИнтПроект», Николай Владимирович Титенок, эксперт Экзаменационного центра ООО «Центр квалификации в Санкт-Петербурге»

У микрофона Алексей Блахнов, руководитель журналистского коллектива электронного периодического издания «СтройСаморегулирование.рф»

А.Л. Блахнов:
– Сергей Иванович, какая ситуация складывается в системе высшего образования?

С.И. Сериков:
– Общая тенденция – как можно меньше работать с человеком, по форме так называемого ЕГЭ, т.е. как можно меньше общаться со студентами. Идеально – первый раз выдали задание, потом встретились на экзамене. Специалисты, которые обучаются по этой системе теоретически сильно подкованы, но с точки зрения практики общения у них очень большие пробелы с выполнением своих задач. Я оцениваю уровень подготовки специалистов еще и как практик – работник строительной отрасли.

Отсутствие производственной практики тоже большая проблема. С переходом на рыночную систему экономики стало невыгодно брать студентов на практику. Для предприятия это отвлечение интеллектуальных ресурсов и большие затраты.

А.Л. Блахнов:
– Отмечу, что с низким уровнем подготовки выпускников столкнулась и Ольга Евгеньевна Лисицина, генеральный директор «ИнтПроект».

О.Е. Лисицина:
– Мы отказались от практики приглашения молодых специалистов уже более пяти лет назад.

Выпускники и студенты старших курсов не владеют рабочим инструментом на должном уровне. Я поясню. Выпускник (вчерашний студент) не может выполнять задания в АРХИКАДе (профессиональное ПО – ред.). Однако, АРХИКАД он изучал в вузе, готовил диплом. А на деле, у нас рисует какую-то «кракозябру». Требования к уровню владения за последнее время очень выросли. А выпускник этим требованиям не соответствует. Не могу сказать в чем причина. Может быть это и есть недостаток современной системы образования. Говоря о практических навыках, нужно отметить, что практика должна осуществляться на строительной площадке. Прохождение практики в проектной организации, когда студент видит все только на листе, не позволяет получить практический навык и понимание процессов.

А.Л. Блахнов:
– Андрей Георгиевич, как Вы оцениваете уровень подготовки сегодняшних студентов?

А.Г. Леонтьев:
– У сегодняшних студентов высокий уровень компьютерной грамотности, явно недостаточная подготовка к сопоставлению фактов, выстраиванию логических связей. Но это поправимо, так этому и учат в вузе.

А.Л. Блахнов:
– Одна из инициатив НОПРИЗа – создание на базе вузов многофункциональных научно-производственных предприятий, которые позволят вузам получать прибыль, а студентам нарабатывать трудовой стаж и формировать портфолио. Сергей Иванович, когда вы вели преподавательскую деятельность, Вы применяли подобные приемы. Расскажите о результате.

С.И. Сериков:
– Свою группу я представлял, как проектное бюро и ставил перед ними конкретную практическую задачу. Назначался ГИП, и он взаимодействовал с остальными специалистами. Всё было максимально приближено к реальным условиям. Я считаю, что эта инициатива должна положительно воздействовать на систему образования.

Н.В. Титенок в продолжение тезиса С.И. Серикова
– Я полностью поддерживаю эту инициативу. Более того, на нашем предприятии проходят производственную практику студенты (преимущественно строительных специальностей). Это позволяет им принять участие в решении реальной задачи. А кураторами выступают мои коллеги – инженеры, архитекторы. И обратная связь, которую я получаю, подтверждает, что это необходимо студентам. Ребята говорят, что это очень увлекательный неформализованный процесс. Также мы выступаем с лекциями в вузах, рассказываем об отрасли, о тех трудностях, которые отрасль испытывает. Некоторые студенты уже трудятся в нашем коллективе. У них есть возможность более тщательно подойти к процессу обучения, т.к. они уже понимают какой блок знаний им лучше развить в себе для выполнения своей профессиональной деятельности.

А.Л. Блахнов:
– Участники нашей передачи независимо друг от друга пришли к выводу, что у вчерашних выпускников вузов существуют значительные пробелы в знаниях и профессиональных навыках. Эксперты предложили ряд практических решений и предположили, что НОК в обозримом будущем мог бы стать своего рода точкой контроля качества обучения. Но сегодня об этом говорить еще рано, т.к. сама система НОК еще очень молода.